Золотая осень уже прошла, началась самая сочная осенняя пора, нежно любимая еще с осенних каникул, ежегодно проводимых в деревне во Владимирской области. То время, когда большая часть листвы уже упала на убранные грядки и поля, лишь некоторые отчаянные деревья иногда радуют нас своей зелено-оранжевой листвой, запахом сырости и грязью под ногами. И елки, устремляющиеся в небеса.
Такая же картина встретила меня на станции Абрамцево. Из солнечной Москвы я попала в облачно-сказачное подмосковье. Последний раз я чувствовала себя в сказке на Соловецких островах. Чувство вернулось, где-то на этих тропинках прячутся лесовые, чуть дальше в лес - избушка старой ведьмы. А где-то рядом прячутся волки.
Покружив по тропинкам, я вышла к усадьбе. Еще с дороги открывался вид на приусадебный парк.
Купив билет, я отправилась в путешествие по еще одной истории.
Село Абрамцево известно с 17 века. Усадьбу в ее первоначальном виде спроектировал слуга Петра, проживший около ста лет. Интересен был тогда и парк - его, вопреки моде, разбили из свойственных этой среде растений. Так, подстриженные треугольниками елки, были еще во время житья там Мамонтовых.
В Абрамцево в разное время жили несколько семей. Самыми знаменитыми были Аксаковы и Мамонтовы.
Сергея Аксакова читали все. Хотя бы "Аленький цветочек" в его пересказе, да и "Детские годы Багрова-внука" вряд ли прошли мимо. Надо сделать небольшое отступление и сказать, что до переезда в Абрамцево Сергей Аксаков был довольно известной личностью, но не писателем, скорее критиком. Деликатное финансовое положение вынудило многочисленную семью - детей было десять, вроде - переехать в 1843 году из Москвы в провинцию. Район был выбран не случайно - неподалеку Серигев Посад, а Сергий Радонежский - покровитель Сергея Аксакова.
Семья была большая и дружная. Часто в гости приезжали друзья. Например Гоголь почти каждое лето гостил у Аксаковых. В доме до сих пор есть его комната, стоит его любимый диван.
Кстати, сохранилась вся мебель. Нет новодела.
После смерти Сергея Аксакова дом пришел в упадок. И спустя, если я не ошибаюсь, десять лет, дом покупает промышленник Савва Иванович Мамонтов. В его семье было пять детей. Из-за слабого здоровья второго сына Андрея Аксаковы путешествовала по Италии. К сожалению, Андрея это не спасло - он умер в возрасте двадцати (опять-таки, если не ошибаюсь) лет, был очень перспективным художником. А семья в путешествии по Италии познакомилась с рядом молодых многообещающих художников. Сложилось особое братство художников.
Все они часто бывали в Абрамцево, наслаждаясь совместной работой и приятной компанией.
Первая Опера Москвы взяла свое начало здесь.
Часто ставились совместные детско-взрослые спектакли, в которых участвовали все. Художники не только играли, но и рисовали задники, моделировали костюмы
Творческая обстановка способствовала тому, что был объявлен конкурс на план церкви. Свои версии предоставили и дети. Два основных проекта - Поленова и Васнецова - долго рассматривались. Выиграл Васнецов. В возведении церкви принимали участие все. Рисовали орнамент, планировали новые решения, а женщины могли вытесывать в камне разные узоры.
В противовес церкви построили и избушку на курьих ножках.
А вот так выглядела кухня, в которой сейчас идет выставка иллюстраций к "Мертвым душам" Гоголя.
Мамонтовы заботились и о живущих вокруг людях. Была открыта школа, больница. Мастерская для мальчиков и школа вышивания для девочек. Это позволяло удержать людей в деревне. После выпуска мальчикам выдавался инструмент и первый год их обеспечивали работой. Отобрать все могли только при условии, что юношу заставали пьяным в деревне.
Шло время. Настала революция. Наверное деятельность Мамонтовых позволила сохранить их дом в виде музея, наставницей которого стала дочь Мамонтова - Александра. Так до наших дней смогла дойти усадьба. В этом году завершена реставрация главного дома.
Смотровая площадка
Очень советую съездить в эту усадьбу. Приятное место, освещенное особой атмосферой.